Словарь основных терминов и понятий

1. Адекватность – точность, правильность, соответствие знания предмету исследований.

2. Аксиология – философская теория, изучающая ценностное содержание культуры. В более общем понимании – теория ценностей.

3. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи. Достоинством алфавитного письма является небольшое количество и простота написания знаков (воспроизведение их доступно даже не обладающему художественными способностями человеку), а недостатком остаётся несоответствие количества используемых знаков количеству звуков данного языка.

4. Анализ - выделение отдельного свойства предмета исследований из круга остальных свойств с целью изучения его специфики. См. синтез.

5. Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

6. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.

7. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

8. Анимизм (лат anima - душа) - система представлений о наличии независимого начала - души – у человека, животных, растений и предметов.

9. Артефакт – искусственно созданный объект.

10. Аскетизм – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, ухода от мира.

11. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.

12. Воля – способность к выбору свободы, общественной позиции, к рациональному самоограничению, к усилиям по определению и достижению цели.

13. Воображение – создание образа мира или отдельных его элементов, никогда не воспринимавшихся в опыте. Как важнейший архетип разума, воображение всегда включено в ситуацию человеческой или общественной жизни и позволяетпроектировать способы ее преодоления. Вне ситуации воображение становится фантазией и выступает истоком новых культурных явлений.

14. Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

15. Гуманизм (возрожденческий) – специфическое мировоззрение, ориентированное на приоритет исследования сфер бытия, так или иначе связанных с человеком.

16. Деятельность – познавательная и преобразовательная активность человека, которая целенаправленна, предметна, социальна, осуществляется в соответствии с материалом, обладает средствами и выражает сущность человека как творца ценностей из материала природы.

17. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (Дорожный знак.)

18. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.

19. Идеал – образ желаемого будущего, ориентир и стимул общественного развития. Желаемый образ максимального совершенства в этике.

20. Идеографическое письмо (иероглифика) - способ письма, в котором рисунки приобретают более упрощённый и схематический вид и, в отличие от всех предыдущих видов (предметного и рисуночного письма), приобретают способностьпередавать фонетические и грамматические особенности применяющего данное письмо языка

21. Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

22. Имманентный – внутренне необходимый.

23. Индивидуация – принцип, означающий, что каждый человек в жизни выступает, прежде всего, как индивидуальное, самобытное существо, а любое явление его жизненного мира перед ним предстает как конкретное, единичное явление.

24. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.

25. Интерпретация - описание и объяснение нового факта средствами определенной теории (или небольшой группы взаимно непротиворечивых теорий).

26. Интерсубъективность – структура индивидуальной субъективности человека, откликающаяся на субъективность других людей.

27. Иррациональное – выходящее за пределы человеческого разума, но переживаемое человеком как реальность.

28. Истина -  адекватное отражение действительности.

29. Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.

30. Калокагатия   (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

31. Классификация – система однопорядковых понятий, полученных в результате анализа предмета по одному признаку.

32. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.

33. Культура – мера человеческого в человеке; способ и форма человеческой деятельности; совокупность явлений действительности, выступающих для человека ценностями; совокупность социальных институтов и ментальных структур, обусловливающих ценностное содержание человеческого мира. Ценностное отношение человека к миру. Мир ценностей, способ их создания, присвоения и изменения.

34. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.

35. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать в любую эпоху в любой культуре

36. Культурный контекст – совокупность представлений данного общества о себе и своём отношении к окружающему миру, в которую погружено сознание каждого отдельного человека. Принадлежащего к данной культуре.

37. Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.

38. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.

39. Любопытство – интеллектуальное переживание ситуации, "увлеченность" необычайностью, бескорыстная заинтересованность в познании того, что выходит за пределы жизненного мира.

40. Массовая культура – культура, ориентированная на ценности большинства членов общества.

41. Метакультура – сообщество культур, которое имеет надэтнический характер и объединяет разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В качестве такого общего параметра может выступать общность языка, общность природных условий и в особенности общность религиозная.

42. Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.

43. Мировоззрение – культурное отношение к миру, складывающееся на основе философской картины мира и проявляющееся в представлении о ценностях, смыслах и значениях для человека проявлений мировой реальности. Комплекс представлений человека о себе и мире, которые ограничены теми или иными желаниями, ценностями, стремлениями и идеалами человека.

44. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру. Существуют мифы древние и современные, сакральные, политические, экономические и др. Признак мифа – убеждение, что дело обстоит именно так, потому что об этом знают все!..

45. Обряд и ритуал – Форма культуры, проявление цивилизации. Порядок действий, в которых совершаются, закрепляются и проявляются традиция и обычай.

46. Объект - то, что субъект различает, это представление о жизненном мире субъекта как о материале для производства ценностей в ходе познания, преобразующей деятельности и присвоения.

47. Обычай – форма деятельности, лежащая в основе повседневного поведения социальных групп.

48. Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.

49. Парадигма - образец, предписывающий нормативы познания или практики. Социокультурная парадигма – сущностный эталон, образец, норматив культуры. Массовое, общекультурное архетипическое представление об основных качествах человека, мира и их взаимоотношений.

50. Потенциальное – существующее как возможность своего осуществления.

51. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

52. Предмет – данное в опыте явление действительности, на которое направлено познание.

53. Предметное письмо – возникшее ещё в первобытном обществе использование предметов с целью передачи сообщений (к примеру, кипу – узелковое письмо, применявшееся в обществе инков).

54. Постиндустриальный тип культуры – сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.

55. Проблема - очевидное незнание, вызывающее познавательный интерес.

56. Разум (новоевропейского типа) - мышление рационально упорядоченное, операционализированное, проблемное, предметное, методичное, способное к построению гипотез и служащее для познания объекта с целью определения эффективной жизненной стратегии в отношении к объекту. Разум обеспечивает познание объектов, не данных в органах чувств, хотя и требует при этом их редукции к чувственному опыту. При осуществлении редукции разум становится рассудком.

57. Рассудок – логическая форма познающего разума.

58. Рефлексия - обращение мышления к собственным всеобщим основаниям и предпосылкам.

59. Рисуночное письмо (пиктография) – передача сообщений посредством отдельного рисунка или целого ряда рисунков

60. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся из поколения к поколению, с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.

61. Свобода (новоевропейского типа) - самообусловленность субъекта и обладание им необходимыми условиями жизни, возможность самостоятельного выбора и принятия решений.

62. Силлабическое (слоговое) письмо – система письменности, в которой каждому знаку соответствует определённый слог использующего данную письменность языка. В отличие от иероглифики, силлабическое письмо определяется меньшим количеством (до 500) и более упрощённым написанием отдельных знаков.

63. Символ – форма ценности, знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.

64. Синкретизм (от греч. syncretis) - отличительная черта первобытной культуры и мышления, выражающаяся в нерасчлененности, недифференцированности их форм, слитность искусства, мифологии, религии.

65. Смысл – обусловленное культурой содержание любого знака или явления, указывающее на его значение для человека. Смысл жизни – предназначенность человека и то, какою должна быть его жизнь. Смысл явления – его значение для человека и его должная форма.

66. Социализация – процесс усвоения человеком норм и ценностей общественной культуры через образование, воспитание и общение.

67. Социокультурная парадигма - массово распространенное представление о человеке, мире и способах жизни человека в мире.

68. Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.

69. Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое представление о каком - либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).

70. Субкультура – культура отдельных социальных групп как субъектов и элементов пространства общей культуры.

71. Творчество - способность к созданию новых ценностей, таких, какие могли появиться только через посредство субъективного разума и активности.

72. Технология - сумма знаний о способах производства ценностей вместе с материальными и институциональными средствами их производства.

73. Тоталитарный – подчиненный единой вертикали власти, в рамках подобного стиля мышления полностью отрицается ценность субъективного, индивидуального.

74. Тотемизм – вера в животных-прородителей.

75. Традиция - процесс передачи социокультурного опыта от поколения к поколению. Это - субъективно усвоенные нормы, воспринимающиеся человеком как естественные и лично осмысленные.

76. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это культура ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.

77. Утилитаризм – воззрение, согласно которому целью человеческих поступков всегда должно быть стремление извлекать из всего выгоду, пользу. Этический принцип, согласно которому этичным является все, что служит увеличению общественного блага.

78. Фантазия – воображение, выходящее за пределы ситуации, источник новых культурных явлений. В крайних случаях может принимать форму бессодержательного фантазирования.

79. Фетишизм - представления приписывающие вещам необычные для них, сверхъестественные свойства.

80. Философствование – Размышление человека о месте в жизни и в мире, о собственном смысле и предназначении. Обладает культуротворческим потенциалом.

81. Феномен - явление мира, постигаемое с помощью чувств.

82. Ценность – Интенция, объективация человеческой сущности. Соответствие человеческой сущности всеобщей природе человека, представление человека или общества о том, что имеет для них значение и смысл. В этике - соотношение объекта, процесса или явления с характеристикой "добро" или "зло".

83. Цивилизация –  социокультурные системы, различные типы обществ, возникающих в истории человечества. Важнейшим признаком цивилизации является наличие города. В культурологи может быть как синонимом понятия "культура" (А.Тойнби) или его антагонистом (О. Шпенглер)

84. Элита – социальная группа, занимающая высшее положение в социальной иерархии. Элиты могут быть экономические, политические, интеллектуальные, нравственные. Элита противоположна массе – всем остальным социальным группам. Элитарная культура – наиболее высоко развитая, выступающая образцом культурного поведения в своей сфере.

85. "Эпохе" – принципиальный отказ в исследовании от любых суждений и утверждений, опирающихся на внешний опыт.

86. Язык - важнейшая из знаковых систем, образующая основу всей культуры использующего её народа, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, передачу и хранение информации и т.п. Язык как естественное явление есть открытая система, способная развиваться и изменяться.