Краткое содержание лекционного материала. Психология. НГУФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Лекция 1.  Развитие сознания человека под влиянием социальной среды.

Основные концепции психического развития. Уровни развития психики. Сознание, его структура. Характеристика понятий: возраст, ведущая деятельность, социальная ситуация, новообразование, сенситивные периоды, возрастной кризис. Понятия индивид, личность, индивидуальность.
Закономерности и факторы психического развития: среда, наследственность, обучение, воспитание, активность, гетерохронность, пластичность, интеграция.

Лекция 2.  Психические процессы:

Психологические основы познания. Классификация познавательных процессов. Характеристика  понятий: ощущения и восприятия. Классификация ощущений. Основные закономерности и свойства ощущений и восприятий. Пороги ощущений, адаптация, сензитивность, сенсибилизация, синестезия, константность, предметность, целостность, осмысленность и другие. Восприятие времени. Восприятие пространства. Восприятие движений.
Общее представление о памяти. Запоминание. Сохранение. Воспроизведение. Забывание. Классификация видов памяти. Основные закономерности и свойства памяти. Методы, приемы и способы запоминания.
Общее представление о мышление. Определение мышления. Мыслительные операции.
Внимание. Свойства внимания. Виды. Особенности и закономерности развития внимания.

Лекция 3. Человек как субъект переживаний.

Тема: Эмоции и чувства.
Психологические основы эмоций. Основные понятия: переживание, эмоции и чувства. Классификация эмоций. Эмоциональный тон, настроение, стресс, аффект, фрустрация, беспокойство, тревога, страх, ужас и другие. Динамика эмоционального процесса. Свойства и функции эмоций. Коммуникативная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Полярность. Амбивалентность. Непосредственность. Субъективность. Эмоции в общении.

Лекция 4. Психические свойства в деятельности человека.

Темперамент. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента и нервной системы. Типы темперамента. Роль темперамента в жизнедеятельности человека. Темперамент в общении.
Характер. Понятие о характере.  Структура характера. Акцентуация характера. Природа и проявление характера. Типы и характеристики характера.
Влияние темперамента и характера на выполнение деятельности человека. Особенности проявления свойств нервной системы и видов темперамента на «образ- Я».
Способности. Характеристика способностей. Талант. Гениальность. Качественная и количественная характеристика способностей. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Синзитивные периоды развития способностей.