Тематический план практических занятий. Психология. НГУФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Занятие 1. Самооценка личности.

Основные понятия: Психика. Структура сознания. Самооценка.

План занятия.
1. Самосознание, его структура.
2. Методики на определение самооценки.
3. Диагностика самооценки студентов.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:
1. Дайте краткую характеристику сенситивным периодам в развитии человека.
2. Назовите составляющие структуры сознания.
3. Что характеризует самооценку личности?
4. Как формируется самооценка человека?

Дополнительная литература.
1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1988. с. 239.
2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М., Воронеж: МПСИ,НПО  «МОДЕК», 1996.
3. Выготский Л.С. Поведение животных и человека. В кн.: Развитие высших психических функций. М., Изд. АПН РСФСР, 1960.
4. Крик Ф., Кох К. Проблема сознания \\ В мире науки. – 1992. – Т.11.-12. с.113-120.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. Изд. МГУ, 1972.
6. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., Госполитиздат, 1960.
7. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994.
8. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности \\ Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. с.100-106.

Занятие 2. Психические свойства в деятельности человека.

Основные понятия: Свойства нервной системы, определяющие типы темперамента, акцентуация, характер, тип характера;

План занятий:
1. Темперамент и свойства личности.
2. Физиологические основы темперамента.
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
4. Психодиагностика типов темперамента.
5. Влияние свойств нервной системы на общение и восприятие людей друг другом.
6. Понятие характера.
7. Понятие акцентуации.
8. Характер и возраст.
9. Психодиагностика характера.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:
1. Формирование характера в детском возрасте.
2. Гендерные особенности появления и формирования характера.
3. Влияние характера на эмоции и чувства.
4. Учение о темпераменте в различные исторические периоды.
5. Учет типов темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе.

Литература.
1. Айзенк Г., Вильсон Г. Как изменить личность \ пер.с англ. М.: Когито-Центр, 2000.
2. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
3. Пряжников .С.  Личностное самоопределение в преклонном возрасте. \\ Мир психологии. 1999. № 2. С.111-123.
4. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Самара: Бахрах, 1998.
5. Ротенберг В. Образ Я и поведение. 2000. \\hpptip: \\ www. Zionet.co.it \rvadim\ book. htm.

Дополнительная литература.
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: Учеб. Для вузов по спец. «Биология», «Психология», «Философия». – М, 1986, с. 139-149.
2. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Экспертные оценки. М., 1973.
3. Бунге М. Причинность: (Место принципа причинности в современной науке). М., 1962.
4. Введенов Н.Ф., Кременский В.И. Соотношения структуры и функций в живой природе.
5. Виноградов В.Г. Научное предвидение. М., 1973.
6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Изд. Казанского государственного ун-та, 1969.
7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., «Просвещение», 1964.; Изд.2-е. Пермь, 1973.
8. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., «Просвещение», 1966.
9. Теплов Б.М.  Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. – В сб.: Психологическая наука в СССР, т.2. М., Изд. АПН, 1960.


Занятие 3. Группы и межличностные отношения в группе.

Основные понятия: Группа. Виды групп. Личность в группе. Комформизм.

План занятия.
1. Теоретическая часть: Уровни развития группы. Формирование группы. Личность в группе
2. Социометрия.
3. Упражнение «Сплетни».

Вопросы для самопроверки и обсуждения:
1. Какие стадии проходит группа в своем развитии?
2. Особенности формирования коллектива.
3. Развитие личности под влиянием группы.
4. Комформизм в малых и больших группах.
5. Особенности и различия малых и больших групп.
6. Положение личности в межличностных отношениях.
7. Психологическая совместимость в группе. ЕЕ природа и значение в деловой зависимости членов группы.
8. Проблема лидерства в малых группах.
9. Массовые социально-психологические явления и их влияние на межличностные отношения в группах.

Литература:
1. Андреева Г.М. Закономерности общения и взаимодействия людей. – В кн. Социальная психология. М., 1980, с. 79 – 174.
2. Коломинский Я.Л.  Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, «Народная асвета», 1969.
3. Коломинский Я.Л.  Человек среди людей. М., «Молодая гвардия», 1970.
4. Ломов Б.Ф. Психологические процессы и общение. – В кн. : Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 151-164.
5. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. – Психол. журнал., 1981, т.2,№2, с. 3-22
6. Проблема общения в психологии. М., 1981.

Дополнительная литература.
1. Анцупов А.Я., А.И. Шипилов, Конфликтология, М, СПб, «Питер», 2007.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология, М., 2000. 
3. Кибанов А.Я, Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.  Конфликтология , М., «Инфра-М», 2008.
4. Корнелиус Х., Фэйр Ш.,  Выиграть может каждый, М., «Комби-7», 1992.
5. Михайлов В.И. Как принимать решения, СПб, «Химера», 1999.
6. Шнирман А.Л.  Коллектив и развитие личности школьника. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 232, 1962.