Глоссарий. Психология. НГУФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с целевой установкой и конкретной задачей исследования. А. должна обеспечить информацию надежную и объективную, вопросы должны удовлетворять критериям надежности и валидности.

Ведущая деятельность – вид деятельности, который определяет главные направления психического развития человека, формирования его личности в конкретный возрастной период жизни. В ходе освоения и совершенствования В.д. разрешаются основные противоречия данного возраста, формируются психические новообразования, благодаря чему человек выходит из очередного кризиса и поднимается на качественно новую ступень психического и социального развития. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются следующие виды В.д.: непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым (младенческий возраст); предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство); сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст); учение (младший школьный); все виды общественно полезной деятельности (подростковый); профессионально-учебная деятельность, связанная с подготовкой к будущей профессии (юношеский). Для взрослых людей ведущими являются общие виды деятельности: труд (прежде всего профессиональный), общение и познание.  

Воля – высший уровень психической саморегуляции поведения и деятельности. Она является разновидностью произвольной саморегуляции и поэтому оставляет за собой ее основные признаки сознательность, целенаправленность, планируемость, предвидимость. В. имеет свою специфику – она осуществляется в затрудненных условиях, когда человеку не хватает знаний, умений и навыков для решения поставленной задачи мешают неблагоприятные переживания как внутреннего, так и внешнего характера.

Волевые качества – конкретные проявления воли в действиях и поступках. Обусловлены  характером преодолеваемых препятствий и трудностей. К ним относят: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство. Выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность. Многократное осуществление определенных волевых действий и накопление опыта волевых усилий превращают приобретенные умения в навыки и в волевые свойства личности – обобщенные способы психической регуляции действий и поступков. Структура В.к. слагается из совокупности типичных для каждого человека волевых умений, каждое из которых, в свою очередь образует своеобразный синтез специальных знаний и приемов самоаргументирования, самопобуждения и самопринуждения к деятельности. В.к. являются основой характера личности.

Волевое усилие – сознательное переживание психического или физического напряжения в момент совершения волевого действия с целью преодоления внешней или внутренней трудности. Чем больше преодолеваемая трудность, тем большая степень волевого усилия требуется для осуществления волевого действия. В.усилие характеризуется количеством психической энергии, затраченной на выполнение действия.

Внимание – процесс организации психических процессов.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. Развитие мышления осуществляется в направлении от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к сложным формам понятийного, словестно-логическому. Важную роль в развитии мышления имеют речь и язык.

Мыслительные операции - включенность мыслительных операций в решение проблемных задач различных классов подчеркивает их взаимосвязь и взаимодополнительность. Различают следующие мыслительные операции: - анализ – мысленное расчленение целого на части или мысленное разложение предметов и явлений, выделение их отдельных частей, свойств;
- синтез - мыслительное соединение частей в единое целое или мысленное сочетание предметов и явлений из отдельных частей, свойств;
- сравнение – мысленное соотнесение предметов и явлений с целью обнаружения их сходства и различия;
- абстракция – вычленение общих свойств, предметов и явлений с одновременным отвлечением от различий;
- обобщение – мысленное объединение предметов и явлений на основе выделения общих для них свойств и признаков;
- конкретизация – применение продуктов (результатов) абстракции и обобщения к отдельному предмету или явлению;
- классификация – мысленное распределение предметов и явлений по отдельным группам и подгруппам на основе сравнения и обобщения;

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, его повторное использование. В памяти выделяют четыре процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), воспроизведение и забывание. Эти процессы взаимосвязаны. Качество сохранения определяет продуктивность, точность воспроизведения. Организация запоминания влияет на сохранение. Выделяют П.: моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую и др.

Подсознание – разновидность неосознаваемой психической функции, к которой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Благодаря П. реализуются поведенческие программы, приобретенные в течение жизни, но нередко в той или иной степени ставшие неосознаваемыми. В первую очередь это психологические установки. В П. лежит огромное число выработанных в процессе жизни навыков: сенсорных, мыслительных, двигательных, речевых. В многократно встречающихся похожих ситуациях вырабатывается наиболее целесообразная последовательность движений, действий, операций, которая будучи закрепленной в П., автоматически используется при повторениях.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи – свойство активного отражения субъектом объективного мира, его способности к сознательной саморегуляции и регуляции своей деятельности и поведения. П. носит рефлекторный характер. Рефлекторность П. означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения.
Психика человека носит осознанный и неосознанный характер. Качественный, высший уровень П. у человека (в отличии от животных) представлен его сознанием и самосознанием, способностью к языковому общению и к осуществлению целенаправленной предметно-орудийной деятельности.   

Ригидность – свойство темперамента, характеризующее относительную или полную неспособность субъекта изменить намеченную программу деятельности, когда обстоятельства требуют ее перестройки. Различают: мотивационную Р. (отсутствие гибкости системы мотивов); познавательную Р. (постоянство представлений об окружающей действительности, несмотря на ее изменения); эмоциональную Р. (косность эмоциональных реакций). Свойством полярно противоположным Р. является пластичность.

Свойства нервной системы – характеристики протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) в центральной нервной системе. С.Н.С. лежат в основе формирования типов темперамента. К ним относятся: сила и слабость нервной системы по возбуждению и торможению, уравновешенность и возбудимость, инертность и пластичность.

Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку, как общественно-историческому существу. Структуру сознания составляют: самосознание, самооценка, самоанализ, целеполагание, управление психическими процессами, речь, мировоззрение. 

Самооценка – один из факторов в социализации  развитии личности; тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. с той степенью трудности целей, которую ставит перед собой человек в качестве достижений. С. Формируется под влиянием оценок других людей. Положительная обратная связь через общение повышает самооценку, отрицательная – понижает.

Тестирование- метод психологической диагностики использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три стадии: 1) выбор теста; 2) его конкретные применения; 3) интерпретация результатов, которая определяется системой методологических и теоретических принципов понятийного аппарата.

Темперамент – совокупность психических свойств определяющих динамику психической деятельности человека, к ним относят: синзитивность, экстраверсия-интраверсия, активность, пластичность-ригидность, реактивность, эмоциональная устойчивость.