Краткое содержание лекционного материала. НГУФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

Раздел I. Введение в современную психологию физической культуры и спорта.

Лекция 1.Психологическое обеспечение в спорте.

Основные понятия: психодиагностика, психологические рекомендации, психологическая подготовка, управление состоянием.
Структура психологического обеспечения спортивной деятельности.
Психодиагностика спортсмена: диагностика психических процессов, психических состояний, личности спортсмена и его социально-психологических особенностей. Психодиагностика с целью профотбора, с целью оптимизации тренировочного процесса, с целью подготовки и помощи во время проведения соревнований. Психологические рекомендации тренеру, спортсмену, руководителям, врачу, массажисту, родителям и другим людям, которые окружают спортсмена. Психологические рекомендации с целью обеспечения и сопровождения спортсмена на всех этапах его спортивной жизни. Психологическая подготовка тренера и спортсмена. Регуляция психическим состоянием и поведением спортсмена в различные периоды его участия на тренировках и в соревнованиях.

Лекция 2. Психологические основы общения в спорте.

Основные понятия: общение, виды общения, стороны общения.
Общее представление об общении. Потребность в общении в жизни и спорте.
Структура общения. Когнитивная сторона общения. Аффективная сторона общения. Регуляторная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Невербальное и вербальное общение. Структура коммуникативного процесса. Психологические особенности установления контакта. Ориентация на личности собеседника. Аргументация: принципы, правила, методы и приемы. Техники беседы.
Техника «Я-высказывания». Техника подачи информации собеседнику.
Ошибки в общении. Коммуникативные качества, умения и навыки.

Раздел II. Психологические проблемы в спорте.

Лекция 3. Стресс, конфликт и кризис в спорте.

А. Основные понятия: стресс, теории стресса, виды стресса, фазы стресса.
Общее представление о стрессе. Отличие стресса от других отрицательных переживаний. Напряженность, тревожность, фрустрация, дискомфорт.

Классификация причин, приводящих к стрессу. Теории стресса. Теория гомеостаза У. Кеннона. Теория общего адаптационного синдрома (ОАС) Г.Селье. Исследования стресса в работах И.П.Павлова, Орбели, Лазаруса и других ученых. Структуру стресса: Г.Селье и В. Марищук. Структура и динамика стрессовых состояний. Психодиагностика стресса. Источники стресса. Методы управления эмоциональными состояниями. Coping-поведение. Навыки преодоление стресса. Классификация методов психорегуляции. Методики релаксации. Эмоциональное выгорание. Методы работы со стрессом. Психические напряжения в спорте. Основные понятия: признаки напряжения, предсоревновательное напряжение. Роль и функция психического напряжения в спорте. Психические перенапряжения в тренировочном процессе. Признаки психического перенапряжения. Общие признаки: утомляемость, Снижение работоспособности, расстройство сна, головные боли и другие. Специфические признаки. Первая стадия: нервозность. Вторая стадия: порочная стеничность. Третья стадия:  астеничность. Рекомендации спортсмену по преодолению перенапряжения. Предсоревновательное и соревновательное психическое напряжение: динамика, причины и следствия.

Б. Основные понятия: конфликт, теории конфликтов, виды конфликтов.
Общее представление о конфликтах. История формирования конфликтологии. Теоретические основы конфликтов. Классификация конфликтов. Структура, динамика, функции и типологии конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Психодиагностика конфликтов. Способы и методы разрешения конфликтов. Посредничество. Медиаторство. Переговоры. Основные понятия: определение, виды кризисов, поведение в кризисе. Психологическая сущность кризиса. Природа кризисов. Структурно – динамическая характеристика кризисов. Диагностика поведения спортсменов в кризисе. Анализ спортивных кризисов. Виды кризисов в спорте. Кризисы спортивного развития. Межличностные отношения и особенности стрессовых состояний в кризисе. Перестройка личности спортсмена в кризисе. Принцип работы со спортсменом в кризисе. Кризис, как средство личностного роста спортсмена. Кризис, как средство повышения спортивного мастерства. Развитие навыков работы со спортсменами в кризисе у спортивных психологов.

Раздел III. Прикладная спортивная психология.

Лекция 4. Современные теории личности.

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, теории личности.
Общее понятие о личности. Характеристика понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность. Отечественные психологи о личности: А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и другие. Структура личности по К.К.Платонову и по Б.Г.Ананьеву. Современные теории личности. Концепция личности по З.Фрейду. Структура личности по К.Юнгу. К.Хорни и А.Адлер о личности. Гуманистические теории личности К.Роджерса, А. Маслоу, Олпорта, В. Франкла, И.Ялом, Р. Мей. Экзистенциальные теории личности. Понимание личности с точки зрения телесно-ориентированной терапии. Многообразие теорий личности. Исследование личности. Психодиагностика личности: ММРI, 16-факторный анализ личности по Кеттеллу, тест Айзенка и другие.

Раздел IV. Практическая спортивная психология.

Лекция 5. Основы психического воздействия в спорте.

Основные понятия: мотив, цель, потребности.
Проблема мотивации в психологии. Определение понятий: мотив, мотивация, цель, желание, потребность, стремление и другие понятия. История вопроса. Зарубежные и отечественные концепции мотивации. Психоаналитическая концепция. Проблема мотивации в работах психологов гуманистической ориентации: А.Маслоу, В.Франкл, К.Роджерс, Р.Мей и другие. Проблема мотивации в экзистенциальной психологии. Классификация потребностей и мотивов. Характеристика отдельных мотивов: стремление к превосходству, потребность в общении, потребность в актуализации, потребность в любви, потребность в знаниях и другие. Исследования мотивации в работах зарубежных и отечественных ученых. Методы психодиагностики мотивов.