Контрольные вопросы к экзамену по гигиене / НГУФКСиЗ имени П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

1. Понятие о гигиене как науке. Задачи гигиенической науки и методы гигиенических исследований.
2. Понятие о гигиене физических упражнений и спорта. Задачи гигиены физической культуры и спорта.
3. История развития гигиенической науки. Развитие гигиены физической культуры и спорта в России.
4. Факторы внешней среды, классификация. Общие принципы влияния факторов внешней среды на организм спортсмена.
5. Климат и погода. Понятие об акклиматизации. Акклиматизация в практике физической культуры и спорта.
6. Температура и влажность воздуха. Методика их оценки. Принципы нормирования параметров внешней среды. Предельно допустимые величины для закрытых спортивных сооружений и занятий на открытом воздухе.
7. Терморегуляция. Теплопродукция и теплоотдача. Зависимость этих параметров от условий окружающей среды при занятиях физическими упражнениями и спортом.
8. Влияние на организм низких значений температуры воздуха и факторов, потенцирующих их действие. Профилактика обморожений и озноблений во время занятий физической культурой и спортом.
9. Влияние на организм высоких температур. Перегревание организма и тепловой удар при занятиях физической культурой и спортом. Профилактика.
10. Химический состав воздушной среды. Причины загрязнения воздуха и особенности его влияния на организм во время занятий физическими упражнениями и спортом.
11. Показатели степени чистоты воздуха в закрытых спортивных сооружениях, их характеристика. Методы определения. Способы борьбы с пылью.
12. Санитарно-гигиенические требования к планировке и функционированию системы отопления. Организация отопления спортивных сооружений.
13. Естественная и искусственная вентиляция. Методы определения эффективности вентиляции. Особенности вентиляции спортивных сооружений.
14. Естественное и искусственное освещение спортивных сооружений. Методы оценки, показатели освещённости.
15. Биологическое значение воды. Изменения водно-солевого обмена человека во время занятий физической культурой и спортом.
16. Санитарно-гигиенические требования к питьевой воде. Физические и химические свойства воды.
17. Бактериологическая характеристика воды. Санитарно- эпидемиологические требования к питьевой воде.
18. Методы очистки и обеззараживания воды.
19. Организация рационального водоснабжения  спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов.
20. Плавательный бассейн как спортивный объект. Санитарно-гигиенические требования к планировке, воздушно-тепловому режиму, качеству воды.
21. Вода как эпидемиологический  фактор при занятиях  физическими упражнениями и спортом.
22. Питьевой режим во  время занятий физическими упражнениями и спортом.
23. Гигиена питания как раздел дисциплины, её задачи. Проблемы рационального питания в физической культуре и спорте.
24. Питание, его роль в укреплении здоровья человека.
25. Фактор питания в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов.
26. Общие гигиенические требования к организации питания. Санитарные требования к пище и пищевым продуктам.
27. Рациональное питание спортсменов. Количественная адекватность питания.
28. Пищевые вещества и их значение для организма. Общая характеристика пищевых веществ и нормы их потребления.
29. Белки в питании человека. Состав и виды белков. Нормы потребления для различных групп населения и спортсменов.
30. Углеводы, их значение в питании спортсменов. Нормы потребления для различных групп населения и спортсменов.
31. Жиры, их химический состав и значение  для  организма.  Нормы потребления жиров для различных групп населения и спортсменов.
32. Витамины, их классификация и значение для организма. Принципы нормирования потребления витаминов.
33. Минеральные вещества, их источники, физиологическое значение и нормы потребления. Микроэлементы.
34. Гигиенические принципы нормирования  питания. Нормы питания спортсменов.
35. Использование поливитаминных, витаминно-минеральных комплексов и биологически активных добавок (БАД) для повышения работоспособности и ускорения восстановления спортсменов.
36. Энергетические траты в покое и при различных видах деятельности человека. Методы определения энергетических трат.
37. Меню-раскладка. Методика составления и гигиеническая оценка.
38. Оценка пищевого статуса, определение и его показатели: антропометрические, функциональные, клинико-биохимические.
39. Гигиенические принципы организации питания спортсменов. Режим питания спортсменов. Гигиеническая оценка рациона питания.
40. Питание спортсменов в различных климатических условиях
41. Санитарная   оценка   консервов. Консервированные продукты как причина пищевых отравлений.
42. Пищевые  отравления, характеристика. Профилактика пищевых отравлений в спортивных коллективах.
43. Санитарно-гигиенические  требования к структурным элементам пищеблока.
44. Гигиена детей и подростков, как область гигиенических знаний, её основные задачи.
45. Здоровье и критерии его определения. Классификация групп здоровья детей и подростков.
46. Двигательная активность детей и подростков. Физическая культура и спорт как средство борьбы с гиподинамией детей.
47. Физическое развитие детей и подростков, методы оценки. Группы «риска» по развитию заболеваний у детей и подростков.
48. Биологический возраст. Характеристика показателей, их оценка и учёт при проведении занятий физической культурой и спортом.
49. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, их учёт при проведении занятий физическими упражнениями.
50. Анатомо-физиологические  особенности детей младшего  школьного возраста и их учёт при проведении занятий физической культурой.
51. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков школьного возраста (11-14 лет), их учёт в построении режима дня, содержании и форме проведения занятий физической культурой.
52. Особенности питания детей и подростков.  Потребность в белках, жирах и углеводах в возрасте 7-10, 11-13,14-17 лет.
53. Закаливание организма. Гигиенические принципы закаливания.
54. Виды закаливания. Закаливание в спортивной практике. Возрастные особенности проведения закаливающих процедур.
55. Санитарно-гигиенические  требования к детским дошкольным учреждениям.
56. Санитарно-гигиенические требования к участку школы, школьному зданию и помещениям.
57. Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого возраста, их учёт при проведении занятий физическими упражнениями.
58. Группы здоровья. Методы контроля и самоконтроля за состоянием здоровья пожилых людей во время занятий физическими упражнениями.
59. Основные гигиенические требования к физкультурным занятиям и помещениям для их проведения с лицами пожилого возраста.
60. Личная гигиена как элемент здорового образа жизни. Значение водных, бальнеологических процедур в повышении работоспособности и здоровья спортсменов.
61. Санитарно-гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
62. Гигиенические требования к тренировочному процессу. Понятие о спортивном режиме и его классификация.
63. Заболевания спортсменов, обусловленные нарушениями требований к тренировочному процессу. Основные причины и профилактика.
64. Понятие об инфекционных болезнях. Источники и возбудители инфекционных болезней. Биологические  особенности возбудителей инфекционных болезней.
65. Механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний. Роль факторов внешней среды.
66. Восприимчивость к инфекции и иммунитет. Виды иммунитета. Значение физической культуры и спорта в изменении иммунитета.
67. Вредные  привычки (табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) как элементы образа жизни. Методы профилактики.
68. Массовые формы физической культуры. Роль гигиены в оздоровлении населения и формировании здорового образа жизни.
69. Санитарно-гигиенические требования к жилым зданиям и спортивным сооружениям на этапах проектирования и строительства.
70. Физкультурно-оздоровительные центры. Гигиенические требования к устройству и планировке физкультурно-оздоровительных центров.

Зав. кафедрой профилактической медицины и основ здоровья,
д.м.н., профессор    Р. Б. Цаллагова