Объемные требования по теории спорта.

1. Определение исходных понятий «спорт», «подготовка спортсмена», «подготовленность» «система спортивной подготовки», «спортивная тренировка», «тренированность», «спортивная форма».
2. Теория спорта как наука. Её методологическое, познавательное и практическое значение. Структура теории спорта, ее место в системе знаний о спорте и связь с другими науками.
3. Теория спорта как учебный предмет, его назначение, основные разделы, содержание и роль в системе профессионального высшего физкультурного образования. Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта.
4. Понятия: «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», их отличительные признаки и взаимосвязь
5. Классификация спортивных достижений, их измерение и критерии оценивания.
6. Факторы, обуславливающие уровень спортивный достижений.
7. Структура спортивных достижений.
8. Определение понятия «структура тренировочного процесса», ее виды..
9. Понятие о макроструктуре тренировки. Факторы, обуславливающие структуру и продолжительность макроциклов
10. Варианты построения годичной тренировки. Условия, определяющие продолжительность периодов подготовки в пределах отдельного тренировочного года.
11. Подготовительный период: направленность, варианты структуры, основные задачи, средства и методы; особенности динамики нагрузок; соотношение видов подготовки.
12. Соревновательный период: направленность, варианты структуры, типичные задачи, средства и методы; особенности динамики нагрузок, соотношение видов подготовки.
13. Переходный период: направленность, типичные задачи, средства и методы; особенности динамики нагрузок, соотношение видов подготовки; факторы, регламентирующие продолжительность и основные подходы к содержанию переходного периода.
14. Понятие о мезоциклах тренировки, их определяющие черты и закономерности построения. Факторы, обуславливающие структуру мезоциклов.
15. Типы мезоциклов.
16. Понятие о микроциклах тренировки, их определяющие черты и закономерности построения. Факторы, определяющие структуру и продолжительность микроциклов; методику построения микроциклов.
17. Типы микроциклов.
18. Факторы, определяющие структуру отдельного занятия.
19. Типы занятий
20. Варианты сочетания занятий в одном тренировочном дне.
21. Понятия «планирование», «план», «программа». Положения планирования. Виды и значения планирования в управлении тренировочным процессом.
22. Перспективное планирование, его структура и содержание: факторы, определяющие структуру и продолжительность многолетней подготовки; основные разделы и содержание планов многолетней подготовки.
23. Текущее планирование, его структура и содержание. Планы макроциклов типа годичных, полугодичных; планы мезоциклов; планы микроциклов.
24. Оперативное планирование, его структура и содержание: планы тренировочного дня; планы отдельного занятия.
25. Контроль в спортивной тренировке: цель, предмет и виды. Схема организации комплексного контроля. Виды показателей, используемый в процессе контроля и требования к ним.
26. Понятие «управление» в спортивной тренировке, основные группы операций, объект и цель управления, виды управления, основной принцип, общая схема управления в спортивной тренировке.
27. Основные принципы, реализуемые в спортивной тренировке, их значение в деятельности тренера.
28. Принцип направленности к высшим достижениям, углубленная специализация.
29. Принцип непрерывности тренировочного процесса.
30. Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам. 3 1. Принцип вариативности и волнообразности нагрузок.
32. Принцип цикличности тренировочного процесса.
33. Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
34. Основные группы методов, используемых в подготовке спортсменов и их назначение. Критерии выбора методов спортивной тренировки.
35. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физических упражнений, их виды. Приемы дозирования и регулирования нагрузки в практике спортивной тренировки. Методы, используемые в процессе  физической  подготовки  спортсмена:  строго  регламентированного  упражнения  частично регламентированного упражнения.
36. Методы, используемые в тактической подготовке спортсмена: словесные, наглядные, практические.
37. Методы, используемые в психологической подготовке спортсмена.
38. Методы, применяемые в процессе технической подготовки спортсмена: неспецифические и специфические.
39. Методы интеллектуальной (теоретической) подготовки спортсменов.
40. Методы, применяемые в процессе интегральной подготовки спортсмена. Понятие «стратегия» и «спортивная тактика». Особенности и виды спортивной тактики; направления тактической подготовки.
41. Задачи, средства и методы изучения сущности и основных положений спортивной тактики.
42. Задачи, средства и методы овладения тактическими действиями. Методические подходы в становлении спортивной тактики.
43. Задачи, средства и методы, используемые для совершенствования тактического мышления.
44. Задачи, средства и методы, применяемые для изучения информации, необходимой для пркт4ической реализации тактической подготовленности.
45. Задачи, средства, методы, применяемые в процессе практической деятельности реализации тактической подготовленности. Понятие «психологическая подготовка». Структура психологической подготовленности. Показатели уровня психологической подготовленности.
46. Задачи, средства и методы формирования мотивации занятий спортом.
47. Задачи, средства и методы воспитания волевых качеств.
48. Задачи, средства и методы идеомоторной тренировки.
49. Психологическая напряженность в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; задачи, средства и методы ее регулирования.
50. Задачи, средства и методы совершенствования толерантности к эмоциональному стрессу.
51. Состояния соревновательной готовности спортсмена. Задачи, средства и методы управления стартовыми состояниями.
52. Понятия: «спортивная техника», «техническая подготовка», «техническая подготовленность», «техническое мастерство», их взаимосвязь между собой. Структура и уровни технической подготовленности.
53. Стадии и этапы процесса становления и совершенствования технического мастерства. Критерии технического мастерства и способы его оценки.
54. Контроль технической подготовленности: составляющие технической подготовленности, виды оценок.
55. Понятия: «интеллектуальная подготовка», «интеллектуальная подготовленность». Система интеллектуальных умений и навыков, их роль в подготовке спортсмена на разных этапах многолетней подготовки спортсмена.
56. Основные разделы интеллектуальной подготовки спортсмена.
57. Формы проведения интеллектуальной подготовки и критерии их выбора.
58. Взаимосвязь интеллектуальной подготовки с другими видами подготовки спортсмена.
59. Понятия: «интегральная подготовка», «интегральная подготовленность», их структура.
60. Задачи и средства интегральной подготовки.
61. Методические пути повышения эффективности интегральной подготовки.
62. Понятие о спортивном отборе. Классификация отбора в спорте. Общая схема управления процессом отбора. Критерии, методы и организация отбора.
63. Понятие о спортивной ориентации. Стадии спортивной ориентации. Критерии, методы и организация спортивной ориентации.
64. Теоретико-методологические основы спортивного отбора и спортивной ориентации.
65. Взаимосвязь между стадиями и этапами ориентации и отбора процессе многолетней подготовки.
66. Возрастные предпосылки спортивных способностей. Методы оценки биологического возраста.
67. Прогнозирование спортивных способностей по морфологическим характеристикам.
68. Прогнозирование спортивных способностей по показателям физических качеств.
69. Значение психофизиологических особенностей при оценке и прогнозирование спортивных способностей.
70. Прогнозирование способностей к обучению юных спортсменов.
71. Прогнозирование эффективности учебно-воспитательных действий.
72. Средства восстановления и стимуляции работоспособности в системе подготовки.
73. Построение системы подготовки и соревновательной деятельности в связи с факторами природной среды.
74. Материально-техническое, научное и организационно-педагогическое обеспечение подготовки и соревнований.

Теория спорта / Объемные требования / Кафедра ТФКиС