Дисциплина «Психолого-педагогические аспекты профессионального мастерства специалистов по ФКиС» («ППАПМ») предлагается вам в 11 семестре: лекции – 4 часа, семинарские занятия - 8 часов и самостоятельная работа – 88 часов (всего 100 часов). Аттестация предусмотрена в виде зачета. Зачет включает в себя: 1) работу «Психологическое описание профессии»; 2) работу «Психологическая профессиональная адаптация»; 3) работу «Дистрессоры профессиональной деятельности»; 4) творческую работу «Профессиональная «Я»-концепция»; 5) контрольную работу.  
Выполнение указанных требований является обязательным условием  для допуска к зачету по стандартной процедуре (непосещение, вне сессии).
Ниже представлена информация в отношении каждой позиции требований.

Особенность всех письменных работ – это использование Вашего опыта профессиональной деятельности. Все работы, включая контрольную, следует представить к зачету.

Работа «Психологическое описание профессии».
Вам следует дать описание профессиональной деятельности по схеме:  
1. мотивы и цель вашей деятельности;
2. основные средства деятельности (способы и условия (внутренние  внешние);
3. критерии эффективности;
4. характер и вид ответственности;
5. основные источники психического напряжения (обратите особое внимание на описание  данного пункта). Ориентируйтесь на материал лекции «Общая характеристика профессиональной карьеры (далее – ПК)» (лекция 1) или см. Практикум по психологии профессиональной деятеьлности и менеджмента: Учеб.пособие/Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снетковой. – 2-е изд.- СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – С.8-11.
Необходимый для работы материал Вы также можете взять у преподавателя.
Особых требований к оформлению нет: рукописный или печатный вариант.

Работа «Психологическая профессиональная адаптация».

Вам предлагается вспомнить начало Вашей профессиональной карьеры (или педагогическую практику) и связанные с ним трудности по схеме:

1. длительность этапа начала профессиональной карьеры (ПК), должность (если речь идет о педагогической практике, этот пункт пропустите);
2. трудности физической адаптации, например: нагрузка, режим работы, внешние условия деятельности: оборудование, инвентарь, количество занимающихся, их возраст и др.;
3. трудности адаптации к содержанию профессиональной деятельности (решению профессиональных задач), например: несоответствие запланированного реальному проведению урока (тренировки), дисциплина, неадекватное распределение времени на массаж спины, пояса верхних конечностей и т.п., проблемы с индивидуальным подходом, не заинтересовать в занятиях ЛФК  и др.);
4. трудности социально-психологической адаптации, например: взаимоотношения в коллективе, необходимость работать самостоятельно, а не в паре или наоборот и др.;
5. отметьте, какие трудности  были для Вас наиболее значимыми и поясните почему; можно ли говорить о трудностях в конкретной области адаптации или нет?;
6. сформулируйте несколько рекомендаций по решению (2-3-х трудностей) на основе собственного опыта;
7. определите по чему, по каким показателям стали считать, что этап профессиональной адаптации Вами завершён? (в контексте педагогической практики – в отношении ее начала).
Особых требований к оформлению нет: рукописный или печатный вариант.

Работа «Дистрессоры профессиональной деятельности».

Данная работа предполагает анализ дистрессоров Вашей деятельности с учетом ее этапов и связана с двумя первыми, а именно: а) если в работе «Психологическое описание профессии» Вы достаточно подробно раскрыли факторы психической напряженности; и б) если в работе «Психологическая профессиональная адаптация» Вы проанализировали трудности начала деятельности, то  этот материал – основа для Вас.

1. выпишите из 1-й работы факторы психической напряженности, а из 2-й – трудности; сопоставьте их;
2. выделите в своей ПК несколько этапов, например: начало и кульминация  или сообразуясь со своими вехами (должности, ответственность, места работы и др.);
3. распределите «эмпирический материал» п.1. по выделенным этапами и определите «сквозные» дистрессоры и «конкретные», присущие какому-то одному этапу ПК;
4. в отношении «сквозных» дистрессоров отметьте свои предположения, почему Вы чувствительны к ним.
Особых требований к оформлению нет: рукописный или печатный вариант

Творческая работа «Профессиональная «Я»-концепция».

Данная работа частично выполняется в рамках 4-го занятия, однако требует  и самостоятельной работы. Ее цель – создать представление о собственной профессиональной «Я»-концепции.
Подготовка данной работы:

1. методика изучения профессиональной «Я»-концепции (занятие 4) или: а) дайте 10 ответов на вопрос «Кто я как специалист (профессионал)?; б) что из них является профессионально важным качеством (ПВК), а что – профессионально важным умением (ПВУ); в) дополните как минимум до 7 характеристик личностную (ПВК) и интеллектуальную (ПВУ) части Вашей «Я»-концепции и что было сложнее; в) отметьте, какими качествами и умениями Вы хотели бы обладать («Я»-идеальное);
2. методика «Карьерные ориентации» (занятие 1) или представляется преподавателем или используйте литературу: 1) Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Издательство «Питер», 2002; 2) Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб.пособие/Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снетковой. – 2-е изд.- СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – С.180-187, 159-166.: а) выделите наиболее/наименее выраженные карьерные ориентации; б) соотнесите их с общей направленностью Вашей ПК: горизонтальной или вертикальной; согласуются ли они?; в) изменились ли карьерные ориентации в течение Вашей ПК, поясните в целом, с чем это связано;
3. соотнесите требования Ваших наиболее выраженных карьерных ориентаций с ПВК и ПВУ;
4. механическое переписывание не оценивается; Вам следует отразить степень своего согласия или несогласия с полученными результатами по двум методикам и степень полезности данной работы для себя.
5. оформление в рукописном или печатном варианте на листах формата А4: шрифт –Times New Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см.

Контрольная работа

Контрольная работа является обязательным элементом в учебной деятельности студентов заочного обучения. Дополнительно  к ее традиционным целям - формирования умения пользоваться научной литературой, анализировать ее, излагать материал в письменном виде и углубления, проверки знаний по предмету - следует в рамках курса «ППАПМ»  выделить и формирование умения рассматривать теоретические положения через призму собственного профессионального опыта.

1) Вы выбираете или согласуете с преподавателем собственную тему, имеющую отношение к данному курсу:

1.    Функциональная структура деятельности педагога (по Н.В. Кузьминой).
См.: Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности/ Н.В.Кузьмина, А.А. Реан. – Рыбинск, 1993; Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

2.    Психологическая структура деятельности специалиста по ФКиС.
См.: Стамбулова, Н.Б.. Психология спортивной карьеры/ Н.Б.Стамбулова: Учеб.пособие. – СПб.:    Издательство «Центр карьеры», 1999;Психология: Учеб./ Под ред.А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998. – С.463-506

3.    Психологическая профессиональная адаптация тренера (учителя ФК, организатора и др.)
См.: Прохорова, М.А. Педагогическое управление: Диагностика управленческой компетентности специалиста по физической культуре/ М.В. Прохорова. – СПб.: Издательство СПбГАФК, 1993; Прохорова, М.В., Семенов, А.Г., Баева, Т.Е. Основы акмеологии/ М.В.Прохорова, А.Г. Семенов, Т.Е.Баева. – СПб.: Издательство СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2004; Психология: Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998; Савенков, Г.И. Психологическая характеристика профессиональной деятельности спортивного тренера: Метод.разработки. – М., 1979.

4.    Психолого-педагогическое содержание начала профессиональной карьеры (ПК).
См.: Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Издательство «Питер», 2001; Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф.Рыбалко: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинг.ун-та, 1990

5.    Психолого-педагогическое содержание этапа кульминации ПК.
См.: Деркач, А.А. Акмеология/ А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин. –СПб.: Издательство «Питер», 2003; Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Издательство «Питер», 2001; Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф.Рыбалко: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинг.ун-та, 1990; Прохорова, М.В. Основы акмеологии/ М.В.Прохорова, А.Г. Семенов, Т.Е.Баева. – СПб.: Издательство СПьГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2004.

6.    Психолого-педагогическое содержание этапа завершения ПК.
См.: Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Издательство «Питер», 2001; Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф.Рыбалко: Учеб.пособие. – Л.: Издательство Ленинг.ун-та, 1990;

7.    Проблема трудоголизма.
См.: Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Издательство «Питер», 2001Фернхем, А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение/ А.Фернхем, П.Хейвен. – М: Издательство «Питер», 2001; Могилевкин, Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг/Е.А. Могилевкин. –СПб.: Речь, 2007..

8.    Профессиональный стресс.
См.: Психология: Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998; Психические состояния: Хрестоматия/ Сост. И общ.ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.; Грановская, Р.М и др. Творчество и преодоление стереотипов/ Р.М.Грановская, Ю.С. Крижанская.- СПб., 1994; Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

9.    Неблагоприятные психические состояния специалиста ФКиС.
См.: Грановская, Р.М и др. Творчество и преодоление стереотипов/ Р.М.Грановская, Ю.С. Крижанская.- СПб., 1994; Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Издательство «Питер», 2002; Психические состояния: Хрестоматия/ Сост. И общ.ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001;Стамбулова, Н.Б.. Психология спортивной карьеры/ Н.Б.Стамбулова: Учеб.пособие. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.

10.    Профессиональная деформация.
См.: Грановская, Р.М и др. Творчество и преодоление стереотипов/ Р.М.Грановская, Ю.С. Крижанская.- СПб., 1994; Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Издательство «Питер», 1999;

2) Подберите дополнительны источники литературы, включая Интернет-ресурсы: www.pedlib.clx.ru, www.lesgaft.spb.ru  и др.;
3) План контрольной работы состоит из четырех разделов: а) введения  обоснованием выбора данной темы (1-2с.); б) основной части, состоящей из нескольких параграфов, раскрывающих содержание темы (5-7 с.); в)  выводов; г)  списка использованной литературы (по ГОСТу).
4) Материал излагается строго по представленному плану, при этом теоретические понятия желательно проиллюстрировать примерами из собственного профессионального опыта;
5) Ссылки на авторов изученных работ  и их соответствие списку литературы обязательны;
6) При включении в контрольную работу таблиц, рисунков и графиков в подписях к ним даются ссылки на авторов;
7) Список литературы с нумераций источников по фамилии автора в алфавитном порядке  должен соответствовать требованиям библиографического описания;
8) Оформление в рукописном или печатном варианте на листах формата А4: шрифт –Times New Roman, кегль– 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее -2 см;
9) Работа представляется к зачету и защищается Вами в личном собеседовании с преподавателем. В случае несоответствия требований она может быть возвращена для устранения недостатков.

Данные требования к представлению контрольной работы  разработаны на основе материалов Л.В. Шапковой (2006) (см.Шапкова, Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учеб.пособие/Л.В.Шапкова. – Сб.: ИСПиП, 2006. – С.8-10).

Зачет может быть поставлен при условии  выполнения указанных требований и посещения аудиторных занятий (двух лекций и четырех семинарских занятий).     Вне сессии и при непосещении лекций и занятий предусмотрена стандартная процедура зачета по вопросам при обязательном выполнении всех письменных работ и контрольной работы (см.выше).  При подготовке к зачету используйте материал лекционных и семинарских занятий или ориентируйтесь на литературу (см.  ниже). Вам нужно ответить на 2 вопроса (при этом Вы не можете заранее их выбрать и подготовить!):

1. Ключевые понятия курса «ППАПМ»: карьера, профессиональный кризис, мастерство, профессиональный стресс, профессиональная «Я»-концепция.
2. Понятие о профессиональной карьере (ПК).
3. Синтетическое описание ПК.
4. Основные задачи этапов ПК.
5. Пики физического, интеллектуального, социального развития и ПК.
6. Функциональная структура педагогической деятельности.
7. Психологическая структура деятельности специалиста по ФкиС.
8. Профессиограмма.
9. Общие признаки профессиональных кризисов.
10. Юношеский кризис и этап подготовки ПК.
11. Профессиональное самоопределение.
12. Факторы профессионального самоопределения.
13. Формальная и неформальная профессиональная подготовка.
14. Кризис первокурсника.
15. Характеристика ранней взрослости
16. Проблемы «студенческого» возраста.
17. Проблемы  личности на старте ПК.
18. Авторитет молодого специалиста.
19. Враждебные реакции на уверенное поведение молодого специалиста.
20. Психологическая профессиональная адаптация.
21. Кризис 30-летия и ПК.
22. Проблемы личности на этапе кульминации ПК.                                  
23. Характеристика среднего возраста.
24. «Выход» из кризиса 40-летия и ПК.
25. Интеллект и ПК. Профессиональный интеллект.
26. Текучий и кристаллический интеллект.
27. Понятие о  трудоголизме.                  
28. Проблемы личности на финише ПК.
29. Социальное сравнение и социальная интегрированность.
30. Изменения в когнитивной (познавательной) сфере личности на финише ПК.
31. Особенности спортивной карьеры по сравнению с типичной ПК.
32. Профессиональный стресс. Источники профессионального стресса.
33. Неблагоприятные психические состояния специалиста по ФкиС.
34. Профессиональная дезадаптация и синдром психического «выгорания».
35. Профессиональна деформация специалиста по ФКС
36. Рекомендации по профилактике и коррекции эффектов  профессионального дистресса.
37. Профессиональная «Я»-концепция.
38. Адаптивное и дезадаптивное профессиональное поведение.
39. Профессиональная самооценка.
40. Профессиональная компетентность, мастерство и профессионализм.

Основная литература:

1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Издательство «Питер», 2001.
2. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство «Питер», 2001.
3. Прохорова, М.В. Основы акмеологии/ М.В.Прохорова, А.Г. Семенов, Т.Е.Баева. – СПб.: Издательство СПьГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2004.
4. Стамбулова, Н.Б.. Психология спортивной карьеры/ Н.Б.Стамбулова: Учеб.пособие. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.


Дополнительная литература:

1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б.Елканов. – М.: Издательство «Просвещение», 1989.
2. Крупенин, А.А. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов/ А.А.Крупенин, И.М.Крохина. – Ростов-на-Дону, 1995.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности/ Н.В.Кузьмина, А.А. Реан. – Рыбинск, 1993.
4. Могилевкин, Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг/Е.А. Могилевкин. –СПб.: Речь, 2007.
5. Практикум по спортивной психологии/ Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Издательство «Питер», 2002.
6. Практикум по психологии личности/ Под ред. Елисеева. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
7. Прохорова, М.А. Педагогическое управление: Диагностика управленческой компетентности специалиста по физической культуре/ М.В. Прохорова. – СПб.: Издательство СПбГАФК, 1993.
8. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
9. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике/Е.С.Романова, О.Ф. Потемкина  – М.: Дидакт, 1992 (2007).
10. Савенков, Г.И. Психологическая характеристика профессиональной деятельности спортивного тренера: Метод.разработки. – М., 1979.
11. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. И общ.ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
12. Психические состояния: Хрестоматия/ Сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.
13. Фернхем, А. Личность и социальное поведение/ А.Фернхем, П.Хейвен. – М: Издательство «Питер», 2001.